Изменения в ГОСТ Р ИСО 9001-2015 (ISO 9001:2015)

Стандарт ГОСТ Р ИСО 9001-2015 (ISO 9001:2015) подвергся обновлению. Последние нововведения принесли в него большое количество изменений, с которыми рекомендуется ознакомиться любой организации перед прохождением процедуры сертификации.

Главные нововведения ГОСТ Р ИСО 9001-2015 (ISO 9001:2015)

Итак, что же изменилось?

Структура стандарта

Была существенно переработана структура стандарта. Старый вариант состоял из 9 разделов, новый включает 10. В будущем любые стандартны систем менеджмента будут содержать 10 разделов и иметь единую структуру, благодаря чему удастся сделать процессы разработки, внедрения и эксплуатации более простыми.

Контекст организации

Появилось новое понятие – «контекст организации». Согласно ему, организация обязана определять любые факторы, которые могут оказать воздействие на цели, направления деятельность и способности достижения результатов.

Риски и возможности организации

Также обновленный стандарт регулирует требования по выявлению рисков и возможностей организации в рамках ее контекста. Компании обязаны анализировать проблемы внутреннего и внешнего характера, которые могут повлиять на систему менеджмента и функционирование организации.

Благодаря этому организации получат уверенность в достижении запланированных результатов, а также смогут более качественно удовлетворять требованиям клиентов. Такие нововведения должны уменьшить вероятность несоответствия результатов ожиданиям. Для определения степени серьезности риска рекомендуется использовать ГОСТ Р ИСО/МЭК 31010.

Подготовка документов

Новая версия стандарта вносит изменения в процесс подготовки документов. Так, вместо понятий «запись» и «документированная процедура» предлагается использовать термин «документированная информация».

Структура стандарта после нововведений

Международная версия ISO 9001:2015 вступила в силу в сентябре 2015 года. Российская – в ноябре того же года. Новая версия содержит большое количество нововведений, что повлияло на структуру стандарта – теперь вместо 9 разделов он содержит 10.

Отныне в структуру входят следующие разделы:

  1. Введение. В этой части обновленного стандарта перечисляются базовые положения о менеджменте качества, его принципах и сути процессного подхода.
  2. Область применения. В этом разделе новой структуры перечисляется область, в которой используется новая версия стандарта. Как и в предыдущих версиях, в нем указывается, какие требования будут предъявляться к системам менеджмента качества организаций, причем сфера и масштаб их деятельности не имеют значения. Стандарт будет применяться организациями, которые желают доказать заказчикам способность производить товары и предоставлять услуги в соответствии с требованиями, а также с целью общего повышения степени удовлетворения клиентов.
  3. Окружение организации. В этом разделе устанавливаются требования к условиям деятельности организаций, которые могут повлиять на систему менеджмента, результативность деятельности и аналогичные моменты. Также в него входят требования по определению заинтересованных в продукции сторон, которые могут оказать воздействие на СМК. Определяются требования сторон, осуществляется контроль за ними. Определяется сфера применения систем менеджмента для документального утверждения. Раздел содержит требования к выявлению и контролю процессов СМК. Каждый такой процесс требует определения рисков и возможностей.
  4. Лидерство. Этот раздел устанавливает требования к ряду моментов, среди которых высшее руководство (ему необходимо взять на себя роль лидера по внедрению и контролю СМК), политика в сфере контроля качества, а также та часть высшего руководящего состава организации, которая определяет полномочия и распределяет роли в компании для нормальной работы СМК и выполнения требований клиентов.
  5. Улучшения. В этом разделе перечисляются требования к повышению качества товаров и услуг, росту эффективности рабочих процессов и СМК. Определяются действия, которые нужно выполнить при выявлении несоответствий с требованиями. Указывается, что СМК необходимо постоянно совершенствовать для достижения лучших результатов.